Тестостерон при беременности. Андрогены: их образование и метаболизм при нормальной беременности. Гиперандрогения при беременности. "Мужские" гормоны при беременности.

Тестостерон при беременности. Андрогены: их образование и метаболизм при нормальной беременности. Гиперандрогения при беременности. "Мужские" гормоны при беременности.
При беременности уровень тестостерона и других андрогенов изменяется. Изменение этих уровней зависит в том числе и от пола плода.

Краткое содержание статьи

Уровень андрогенов в крови матери
  • Концентрация общего тестостерона прогрессивно увеличивается во время беременности.
  • Изменения концентрации свободного тестостерона минимально до третьего триместра беременности, в это время она увеличивается примерно в два раза.
  • Концентрация андростендиона увеличивается во второй половине беременности.
  • Концентрация дегидроэпиандростерон-сульфата (ДГЭА-С) снижается.
  • Эстрогены вызывают увеличение концентрации в сыворотке белка, связывающего половые гормоны (SHBG).
Амниотическая жидкость и фетальные андрогены
  • Концентрация тестостерона и андростендиона выше у плодов мужского пола.
  • Концентрация ДГЭА-С одинаковы у плодов женского и мужского пола.
Гиперандрогения при беременности. Предотвращение вирилизации

Несмотря на рост концентрации общих и свободных андрогенов у беременных женщин, большинство женщин и их младенцев женского пола не вирилизованы. Четырьмя факторами, которые могут защитить от вирилизации, являются: высокие концентрации в сыворотке SHBG, влияние прогестерона на рецепторы к андрогенам, воздействие прогестерона на активацию андрогенов в тканях-мишенях, и плацентарная ароматизация андрогенов. (См. «Защитные механизмы против вирилизации матери и плода»).

Уровень андрогенов в крови беременных женщин

Во время нормальной беременности концентрация в сыворотке крови некоторых, но не всех, андрогенов увеличивается.

Тестостерон при беременности ("Мужской" гормон при беременности)

testosteron.jpgУровень общего тестостерона постепенно увеличивается во время беременности. Этот эффект объясняется прежде всего постепенным эстроген- индуцированным увеличением концентрации в сыворотке крови белка, связывающего половые гормоны (SHBG). Увеличение концентрации тестостерона при нормальной беременности происходит уже через 15 дней после пика ЛГ, вероятно, за счет его продукции в большей степени яичниками, чем надпочечниками.

Есть несколько исследований посвященных продукции и распаду андрогенов у здоровых беременных женщин. В одном из них при обследовании пяти беременных женщин было выявлено, что темпы продукции тестостерона и дигидротестостерона у беременных и небеременных женщин совпадают. Однако преобразование тестостерона в дигидротестостерон и метаболический клиренс этих гормонов во время беременности были ниже, чего и следовало ожидать при повышенной концентрации в сыворотке SHBG.

При другом исследовании, включавшем в себя обследование 1343 женщин с одноплодной беременностью, был выявлен более низкий уровень андрогенов у женщин старше 30 лет, а так же повторнородящих (двое и более родов). В то время как с курением был связан более высокий уровень андрогенов в первой половине беременности по сравнению с более молодыми женщинами, нерожавшими и некурящими женщинами, соответственно.

Во время беременности концентрация тестостерона в сыворотке крови в три-четыре раза выше, чем в сыворотке пуповинной крови. Концентрация тестостерона в крови беременной женщины может колебаться от 100 до 140 нг/дл (от 3,5 до 4,8 нмоль/л), а в пуповинной крови средние значение 33,5 нг/мл (1,2 нмоль/л).

Свободный тестостерон при беременности

Концентрация в сыворотке свободного тестостерона во время беременности изменяется незначительно, вплоть до третьего триместра, когда она увеличивается примерно в два раза. Данное увеличение концентрации свободного тестостерона не может быть объяснено изменением концентрации SHBG и, скорее всего, может быть следствием увеличения продукции тестостерона. Источник повышенного образования тестостерона в данной ситуации не известен. Одной из возможных причин может являться то, что человеческий хорионический гонадотропин (ХГЧ) может стимулировать тека-интерстициальные клетки яичников синтезировать тестостерон, однако, концентрация ХГЧ в сыворотке крови достигает своего пика в конце первого триместра беременности и далее постепенно снижается, а концентрация свободного тестостерона увеличивается. Как показали исследования у человекообразных обезьян, одним из возможных источников тестостерона является желтое тело. Наконец, тестостерон может продуцироваться в коре надпочечников беременных женщин, параллельно с увеличением секреции материнского кортизола в конце беременности.

ДЭА-С при беременности

Концентрация дегидроэпиандростерон сульфата (ДГЭА-С) в крови матери во время беременности снижается, несмотря на увеличение его продукции в крови плода. Наибольшее снижение происходит в начале второго триместра, когда метаболический клиренс ДГЭА-С резко возрастает. У беременных женщин ДГЭА-С метаболизируется в печени, путем превращения в 16-альфа-гидрокси-ДЭА, и в плаценте, путем превращения в эстрогены.

Андростендион при беременности

Концентрация андростендиона в крови матери увеличивается во второй половине беременности.

Андростандиол глюкуронид при беременности

Концентрация в сыворотке крови у беременной женщины 3-альфа-17-бета-андростандиол глюкуронида (3а-диол-G), продукта метаболизма дигидротестостерона в волосяных фолликулах кожи, повышается во время беременности. До конца неизвестно, связано ли это с повышением активности 5-альфа-редуктазы и других андроген-метаболизирующих ферментов, или с увеличением доступности субстрата.

Уровень андрогенов в амниотической жидкости

Концентрация в амниотической жидкости тестостерона и андростендиона, в среднем, примерно в два-три раза выше, если плод мужского пола. Медиана вероятного отклонения у мальчиков составляет от 17,3 до 33,7 нг/дл (0,60 до 1,17 нмоль/л) и 5,05 до 12,98 нг/дл (0,175 до 0,45 нмоль/л) у девочек. Эта разница показателей у плодов мужского и женского пола указывает на то, что по крайней мере часть андростендиона и тестостерона в амниотической жидкости продуцируется яичками плода. Концентрация же ДГЭА-С в амниотической жидкости одинакова у плодов женского и мужского пола. Вероятно, это связано с тем, что данный гормон надпочечникового происхождения.

Уровень андрогенов в крови плода

Тестостерон - концентрации тестостерона в сыворотке плодов мужского пола выше, чем у плодов женского пола, в то время как концентрации дигидротестостерона сходны.

У плодов мужского пола концентрации тестостерона достигает своего пика в конце первого триместра беременности - около 150 нг/мл (5,2 нмоль/л; что является половиной от нижней границы нормы у взрослых мужчин), а затем постепенно уменьшается примерно от 60 до 70 процентов.

Мало что известно о регуляции фетального тестостерона, однако предполагается, что он больше зависит от уровня материнского ХГЧ, чем от лютеинизирующего гормона (ЛГ) гипофиза плода. Концентрация ХГЧ в крови матери и плода достигает своего пика в период с 9 до 12 недель беременности, а затем постепенно снижается (концентрация материнского ХГЧ в сыворотке плода значительно ниже, чем в сыворотке самой матери: показатели плода могут варьироваться от едва уловимых до 2,5 мМЕ/мл).

Появление материнского ХГЧ в сыворотки плода совпадает с появлением клеток Лейдига (источник выработки тестостерона в яичках), что происходит на сроке около 8 недель беременности. Предполагается, что материнский ХГЧ играет существенную роль в развитии клеток Лейдига у плода и в продукции тестостерона. Пик формирования клеток Лейдига приходится на сроки от 14 до 18 недель беременности.

Гонадотропины обнаруживаются в гипофизе плода примерно в 10 недель беременности, а в фетальной сыворотке приблизительно еще через неделю. Проведенное исследование на трансгенных мышах мужского пола, а так же позднее начало выработки гонадотропина у плода подтверждает теорию, того что развитие клеток Лейдига и продукция тестостерона инициируется основном материнским ХГЧ. Кроме того, функция клеток Лейдига оказалась нормальной у мышей, лишенных ЛГ или его рецепторов.

У плодов женского полаконцентрация тестостерона в сыворотке крови низкая (около 50 нг/дл [1,7 нмоль/л] ) и на протяжении большей части беременности имеет тенденцию к снижению. Источником тестостерона, вероятнее всего, являются яичники плода, т.к. гонадотропин может стимулировать продукцию андрогенов в яичниках плода, которые в дальнейшем преобразуются в эстрогены.

Уровень андрогенов у новорожденных

У новорожденных мальчиков уровень концентрации тестостерона в пупочной артерии лишь немного выше, чем у девочек. Тем не менее, концентрация тестостерона (и андростендиона) в крови значительно увеличивается в течение первых суток жизни, особенно у мальчиков, а затем снижается в течение следующих шести дней.

Увеличение андрогенов в первый день жизни может быть ответом на выработку свободного ХГЧ.

Во время беременности другие стероиды, вырабатываемые плацентой, могут частично ингибировать действие ХГЧ на клетки плода. Снижение концентрации сывороточных андрогенов в течение первой недели жизни происходит одновременно со снижением концентрации в сыворотке крови ХГЧ.

Уровень андрогенов в плаценте

Исследования показывают, что плацента может самостоятельно синтезировать андрогены, большинство из которых превращается в эстрогены под воздействием плацентарной CYP17. Значение плацентарного синтеза андрогенов неизвестно.

Защитные механизмы против вирилизации матери и плода

Несмотря на увеличение в сыворотке крови беременных женщин концентрации общих и свободных андрогенов, большинство женщин и их детей не вирилизованы. Причинами этого являются:

  • Высокие концентрации в сыворотке SHBG. В большинстве случаев повышение уровня концентрации андрогенов в сыворотке крови приходится на SHBG-связанные андрогены. Как отмечалось выше, концентрация свободных андрогенов в сыворотке крови увеличивается незначительно и только на поздних сроках беременности, поэтому большая часть андрогенов не доступна для действия на ткани-мишени.
  • Воздействие прогестерона на рецепторы к андрогенам. Концентрация прогестерона увеличивается во время беременности в 10 раз, и может достигать 250 мг/день. В то время как сродство прогестерона с рецепторами к андрогенам низкое, увеличение продукции прогестерона настолько велико, что он может подавлять связывание андрогенов с их рецепторами на тканях-мишенях​​.
  • Воздействие прогестерона на активацию андрогенов в тканях-мишенях. В тканях-мишенях под воздействием 5-альфа-редуктазы тестостерон превращается в биологически более активный дигидротестостерон. Прогестерон имеет слабое сродство к 5-альфа-редуктазе, таким образом, дополнительный прогестерон, производимый во время беременности, может подавлять превращение тестостерона в дигидротестостерон в тканях-мишенях.
  • Ароматизация андрогенов в плаценте. Плацента имеет широчайшие возможности для преобразования андрогенов в эстрогены. Поэтому весьма вероятно, что большинство андрогенов матери и плода метаболизируются в плаценте. Этот механизм защищает от вирилизации как самих беременных женщин, так и плодов женского пола. Андростендион и тестостерон являются высокоафинными субстратами для плацентарной системы ферментов ароматаз и преобразуются в эстрон и эстрадиол соответственно. Дигидротестостерон не является субстратом для ароматизации, он метаболизируется под воздействием других плацентарных ферментов (дегидрогеназ оксистероидов) в менее активные метаболиты, такие как 5-альфа-андростан-3бета, 17 бета-диол.
Подтверждение этой теории может быть получено из доклада о беременной женщине, концентрация сывороточного тестостерона у которой достигала 15000 нг/дл (520 нмоль/л), но его концентрация в пуповинной крови была только 252 нг/дл (8,7 нмоль/л), что составило 1,7 процента показателей матери. Это говорит о наличии высокоэффективного барьера, препятствующего переходу тестостерона от матери к плоду. Кроме того, концентрация эстрадиола в крови матери была нормальной, а концентрация эстрадиола в пуповинной крови - значительно выше, что свидетельствует о превращении тестостерона в эстрадиол в плаценте или у плода. Увеличение концентрации эстрогенов в сыворотке крови плода, возможно, ингибирует эффекты андрогенов, так как концентрация сывороточного тестостерона в пуповинной крови значительно превышала нормы (см. выше), но плод не был вирилизован (для сравнения, взрослая женщина с концентрацией сывороточного тестостерона 252 нг/дл [8,7 нмоль/л] будет вирилизована).

Эти результаты показывают, что воздействие андрогенов плода может быть уменьшено плацентарной ароматизацией андрогенов и производством эстрогенов. Также подтверждением этой гипотезы является обнаружение вирилизации у плодов женского пола при недостаточности плацентарной ароматазы. У одного из таких младенцев, концентрация тестостерона, дигидротестостерона и андростендиона в пуповинной крови были в 26, 26 и 207 раз выше нормы, а концентрация эстрона, эстрадиола и эстриола составляли всего 0,6, 0,9 и 0,2 процента от нормы.

Тем не менее, ароматизации, как правило, недостаточно, чтобы полностью защитить плод от передачи тестостерона, и это не в полной мере объясняет отсутствие вирилизации плода. Есть доклады о беременных с лютеомами яичников, у которых выявлялись высокие концентрации дигидротестостерона в сыворотки крови, но родились здоровые девочки. Поскольку дигидротестостерон не подвергается ароматизации до эстрогенов, то при физиологически протекающей беременности плоды женского пола должны быть защищены от вирилизации снижением действия андрогенов.

Пренатальное воздействие андрогенов, находящихся в пределах нормы для беременности, скорее всего, не вызывает изменений яичников, ведущих к синдрому поликистозных яичников (СПКЯ) в подростковом возрасте.

Другие статьи раздела